ОСМОГЛАСИЕ


ОСМОГЛАСИЕ
есть система употребления четырех древних автентических и четырех к ним плагальных гласов или ладов, по которым излагаются как тексты отдельных групп православных церковных песнопений, так и мелодии их. Древность о-я восходит по крайней мере к 4-му веку, когда на востоке отцы церкви свв. Василий Великий, Иоанн Златоуст и др., в заботах об упорядочении церковного пения, выделили преимущественное значение некоторых греческих ладов для богослужебного пения. Сначала это были – четыре основных лада: дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский. Тогда же, и в связи с этим, было установлено непременное требование диатонического рода пения и запрещение хроматического и энгармонического (в том значении, какое имели эти термины в древнегреческой музыке). На западе в 4-м же веке по образу восточных церквей устраивает пение св. Амвросий Миланский (См.), положивший в основу теже четыре автентических лада. – Несомненным доказательством того, что о. было принято в это время церковью, служат произведения св. Анатолия, Константинопольского патриарха, и св. Романа т.н. Сладкопевца (5-й в.), расположенные по осмогласной системе и доселе еще входящие в православное богослужение. Когда именно и кем была расширена система четырех ладов присоединением к ним еще четырех – побочных, неизвестно, но на востоке такое расширение произошло не позже 5-го, а на западе не позже конца 7-го века (папа Григорий Вел., cм.). Окончательное установление о. на востоке принадлежит св. Иоанну Дамаскину, который привел его в стройную теоретическую систему и дал по полному кругу церковных песнопений, на целую неделю каждый. Восемь кругов этих песнопений, расположенных попарно (1-й и 5-й, 2 и 6, 3 и 7, 4 и 8-й гласы), составляют книгу – Осмогласник или Октоих (древне-русский Октай, Октайки). Составитель Октоиха имел цель – сообщить порядок и единство музыкальной стороне богослужения и удалить из него произвол и чрезмерную искусственность пения. – Теоретическия подробности осмогласной системы доселе не раскрыты, тем более, что в дальнейшей своей истории о. пережило не мало изменений. На Западе оно скоро развивается в своеобразную систему церковных ладов (см.), и позже дополняется Глареаном (См.). На Востоке еще в 11–12-м в. о. принимает изменения в сторону искусственности, а к 14-му в. ослабляется значение основы о-ия – диатонизма (См. Византийская музыка). По-видимому в более чистой форме о. сохраняется в песнопениях православной русской церкви, которые до 17-го в. неизменно оставались верны диатонизму. С 17-го века, или несколько ранее, появляется не столь строгое соблюдение осмогласия под влиянием увлечений мелодиями, прежде бывшими непременною принадлежностью одного какого-либо гласа. Неумелое употребление таких мелодий и прибавление к ним вновь сочиненных – не строго-диатоничных – повело к упадку, а затем и к забвению точных теоретических оснований русского осмогласия. Древние образцы осмогласных напевов становятся, однако, стереотипными формами современного о-ия. В 18-м в. вырабатываются неизменные формулы гласов (особенно в т.н. кратких распевах) с точно определенною и также неизменною мелодией каждого гласа. Таковы воскресные напевы на "Господи воззвах" – для стихир, на "Бог Господь" – для тропарей, напевы канонов – для всех ирмосов, прокимнов. Исследования в области теории о-ия, не имеющие однако окончательного значения, сводятся к отысканию начальных, средних – господствующих, и заключительных звуков каждого гласа. Практические исследования русского о-ия состоят в анализе каждого гласа по его попевкам, т.е. наиболее употребительным в области гласа, или лада, мелодическим строкам. Те и другие исследования в настоящее время должно считать не пришедшими еще к окончательным выводам, так как в русском о-и до сих пор не открыт забытый закон модуляций из одного гласа в другой в пределах одного песнопения. (Анализ о-ия cм. в соч. Д. Разумовского, Ю. Арнольда, И. Вознесенского, В. Металлова и др.). (П.).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ОСМОГЛАСИЕ" в других словарях:

  • ОСМОГЛАСИЕ — ОСМОГЛАСИЕ, в византийской и древнерусской церковной музыке система восьми так называемых гласов восьми ладово мелодических структур, выведенных на основе ряда общих ладозвукорядных параметров и ряда конкретных мелодических элементов (и формул)… …   Современная энциклопедия

  • Осмогласие — ОСМОГЛАСИЕ, в византийской и древнерусской церковной музыке система восьми так называемых гласов восьми ладово мелодических структур, выведенных на основе ряда общих ладозвукорядных параметров и ряда конкретных мелодических элементов (и формул)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОСМОГЛАСИЕ — система восьми гласов, применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке. Обычно песнопение выдержано в одном из гласов. Аналогичное явление средневековые лады …   Большой Энциклопедический словарь

  • Осмогласие —         система, применяющаяся при музыкальном оформлении православного богослужения. Сформировалась в Византии после 4 в. в связи с определёнными гимническими текстами. 8 гласов составляли цикл (русский «столп»), который несколько раз повторялся …   Большая советская энциклопедия

  • Осмогласие —         (старослав., букв. восьмигласие) система гласов, служившая для муз. оформления христ. богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.). Восьмидневный цикл… …   Музыкальная энциклопедия

  • осмогласие — система восьми гласов, применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке. Обычно песнопение выдержано в одном из гласов. Аналогичное явление  средневековые лады. * * * ОСМОГЛАСИЕ ОСМОГЛАСИЕ, система восьми гласов (см. ГЛАС),… …   Энциклопедический словарь

  • Осмогласие — см. Глас, Октоих …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Осмогласие — ср. Музыкальная система из восьми ладов [лад II], лежащая в основе старинных церковных песнопений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • осмогласие — осмогласие, осмогласия, осмогласия, осмогласий, осмогласию, осмогласиям, осмогласие, осмогласия, осмогласием, осмогласиями, осмогласии, осмогласиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • осмогласие — осмогл асие, я …   Русский орфографический словарь

  • осмогласие — семасиолог …   Краткий словарь анаграмм

Книги

Другие книги по запросу «ОСМОГЛАСИЕ» >>